XVIII

12 марта 2011 года в Доме кино стартовал XVIII открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна».

В преддверии открытия состоялась традиционная пресс-конференция.

Организаторы и члены жюри поделились своими впечатлениями от просмотренных работ, отметили сильные и слабые стороны конкурсантов и выразили надежду, что фестиваль пройдет в творческой атмосфере и станет еще одной ступенькой на пути к мастерству молодых кинематографистов.

Церемония открытия традиционно прошла в Большом зале Дома кино в теплой и дружеской атмосфере, но с налетом грусти: ученики, коллеги, друзья прощались с талантливым режиссером, замечательным человеком, Мастером с большой буквы – Валерием Давидовичем Рубинчиком. Весь зал почтил его память минутой молчания и бурными аплодисментами.

Много теплых слов о своем друге и соратнике В.Д. Рубинчике сказал и Сергей Соловьев. Он отметил и особенную любовь студентов к мастеру, и его творческий принцип «Надо не учить и не учиться, надо вместе жить».

Это кредо стало не только мостиком взаимопонимания и сотворчества между режиссером и его учениками, но и вылилось в огромное количество замечательных фильмов.

Председатель жюри Андрей Эшпай выразил надежду, что в студенческой среде царит такая же свободная творческая атмосфера, как и в годы его учебы во ВГИКе, отметил, что среди просмотренных фильмов много интересных работ и заверил участников, что жюри постарается дать объективную оценку каждому фильму. И, конечно же, из-за отсутствия положительного отзыва не стоит расстраиваться и опускать руки: фестиваль – это борьба, и к подобным особенностям профессии надо привыкать.

Объявил об открытии фестиваля Председатель оргкомитета Сергей Лазарук.
И, хотя в его руках не было традиционной кинохлопушки, после слов «Фестиваль открыт!» зал разразился бурными овациями.

Ведущий вечера Александр Олешко привел официальные цифры: за 8 фестивальных дней будут показаны 316 фильмов, снятых представителями 58 киношкол и независимых студий. А в завершение пожелал всем удачи и приятного просмотра.

Несмотря на то, что официальная церемония открытия Фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» состоялась вечером 12 марта, уже с утра этого дня в Малом зале Дома Кино в рамках конкурсной программы Non-Stop №1 демонстрировалось 14 работ молодых кинематографистов (очень разных и, по большей части, интересных, особенно с точки зрения операторского мастерства).

Условная «линия водораздела» прошла по принципу позитив-негатив.
Среди первых хочется выделить
Философские размышления Михаила Курчевнева («Жизнь, идентичная натуральной»);
Историю с продолжением, оставшимся за кадром режиссера Романа Светлова («Уроки актерского мастерства»);
Ёмкий и многослойный фильм «Бабушка» Анастасии Кашлаковой
и, конечно, видеоартовскую сказку-фантасмагорию «ОБЛАКО ЯБЛОКО» режиссера Насти Полухиной.

Среди вторых излишне, а где-то и неоправданно жесткими показались «Пьющие игрушки Ольги Мажары и «Золотое платье» режиссеров Алексея Маркова и Александра Ермолина.

И дело тут вовсе не в пресловутой «чернушной» эстетике. В «Гонимых судьбою» Людмилы Сокеркиной, к примеру, тоже показана далеко не радужная жизнь. Но, во-первых, здесь сразу подкупает профессиональная операторская работа. А во-вторых,»Гонимые…» - это, скорее всего, попытка некоего документального исследования сложной темы, пристального, нов целом доброжелательного.

В целом, ощущения от просмотра первого блока программы можно выразить одной фразой. А именно: «Неожиданно много хороших работ».

«Дотянуться до мамы» – метафизический опыт взросления.

Берег. Лодка. Холодная вода. Собака с умными глазами, ненавязчиво, но очень вовремя оказывающаяся в центре событий.

Обычный быт обычной небогатой семьи. Беззлобная крикливость матери, словесная перепалка брата и сестры, молчаливая мягкость (но не мягкотелость) отца – все это очень узнаваемо. Предметы , вылепленные светом, как будто специально для картины. Такая визуальная «выпуклость» под силу только художникам, безумцам и детям, у которых каждый предмет приобретает неповторимую индивидуальность: яблоко тут Яблоко, ящик превращается в Ящик и обретает самостоятельное бытие, в какой-то момент играя роль некоего персонажа. Операторская работа в фильме – из разряда тех, что видит вещи изнутри. Старый дом, старые предметы – но показанные художником. На этом фоне и разворачивается, на первый взгляд, достаточно типичная и простая история. Но за этой внешней простотой скрывается глубина – ощущений, переживаний, рефлексии. Дополнительный объем картина получает за счет разницы детского и взрослого восприятия. Для родителей происходящее – это всего лишь мелкие семейные неурядицы. Для девочки – серьезный конфликт, все больше и больше набирающий вес ( подобно снежному кому – чем дальше катится, тем тяжелее становится).

Максимальный накал страстей перерастает в страшные, по сути, слова, в пожелание гибели самым своим близким людям; рефреном проходит фраза, предназначенная матери: «Ей самое место на дне, среди морских уродов!»

Далее конфликт уходит вовнутрь, в глубину. Подыгрывает этому и «страшилка», рассказанная на ночь братом, и разбушевавшаяся непогода. Родители далеко в море, на утлой лодке, и страшная просьба имеет все шансы исполниться. А тут еще ожившие гири часов с сумасшедшей кукушкой, и занавески врываются в окно, и зловеще пятно расползается по полу. Злость прошла. Осталась маленькая испуганная девочка, наказанная собственными словами, потому ее и преследует сон, в котором бесконечно долго и неумолимо красиво падает на дно морское ее мама, и нет никакой возможности помочь. Спасти. Дотянуться…

Следующий за этим поступок почти предопределен. Наспех обутые сапоги, большой фонарь – и вот уже беспокойная героиня одна у ночного моря, она пытается дать обратный ход своим словам, просит море забрать их и спасти родителей. Вовремя появившаяся собака с умными глазами гонит ее домой. Сон. Пробуждение. Из кухни доносятся голоса вернувшихся родителей. Тихий шепот благодарности Морю. Опыт ненависти, сменившийся на опыт Любви, на бесценный опыт, дарующий способность дотянуться душою до родного человека, «дотянуться до мамы».

Арина Жукова
Марина Орлова

Статьи и фотоснимки, опубликованные на сайте Дирекции «Центр Фестивалей», не рецензируются. Мнение Дирекции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

ХVIII Открытый Фестиваль студенческих и дебютных фильмов «СВЯТАЯ АННА»