XVIII

14 марта 2011

С самого утра первого дня рабочей недели жизнь на фестивале начала активную деятельность. Показы в малом зале, а вслед за ними стартовавший проект "Сними кино!" привлеки своих зрителей. Конференц-зал наполнился людьми, режиссерами и актерами, находящимися под множеством осветительных приборов и хромакеем. Организаторы акции раздали задания с иллюстрациями художника-карикатуриста Бидструпа. Молодые кинематографисты принялись судорожно соображать, как реализовать и представить свой проект. Было объявлено, что Владимир Иванович Хотиненко (руководитель проекта Astra, I love you ) 15 марта, до начала своего мастер - класса, отберет лучшие разработки историй для их реализации на этой же самой небольшой съемочной площадке в конференц-зале Дома кино в последующие два дня, которые состоятся 16 и 17 марта соотвественно.

Презентация молодежного пресс-клуба состоялась в конференц-зале Дома Кино СК РФ. В зале собралось около тридцати представителей школьных и студенческих редакций, студий, пресс-центров. На встрече рассматривались, в основном, рабочие вопросы: оперативность подачи текстовых, фото- и видео- материалов ; необходимость взаимодействия всех присутствующих на съемочной площадке пресс-групп; корректность в освещении событий и при написании рецензий или отзывов на фестивальные работы. Также были затронуты темы создания образовательных киноклубов на базе школ и вузов и проведения профильных мастер-классов для молодых журналистов. Заинтересованность в текстовых тренингах, обучающих профессиональной работе со словом, проявили как школьные редакции, так и студенческие (в том числе, студенты, обучающихся на журналистских факультетах).

В завершение встречи были оговорены планы работы молодежного пресс-клуба на март и первую половину апреля, после чего все присутствующие отправились на мастер-класс режиссера и сценариста Александра Митты «Герой в структуре драмы. Автор и замысел. Автор и зритель».

В этот же день фестиваля прошел семинар Александра Митты под названием "Герой в структуре драмы. Автор и замысел. Автор и зрители". В основном, на семинаре говорилось о развитии и об открытии характера главного героя в фильмах, но также Александр Наумович не забыл упомянуть и о важности антагониста в фильме. Для примера идеального развития характера Митта взял фильмы из знаменитой программы FUTURE SHORTS, короткометражку Disney, а также оскароносные картины "Король говорит" и "Черный лебедь". Но помимо характеров заслуженный мастер построения сюжета сделал акцент и на огромном количестве конфликтов в каждой минуте показанных фильмов. Осталось только одно отрицательное впечатление – не было примеров из русских фильмов! – но это уже, вероятно, претензия к себе...

Параллельно мастер-классу Александра Митты, продолжал свои семинары Scream school. Тут гостям и участникам фестиваля пришлось выбирать между необходимыми знаниями основ драматургии и новой информацией совершенно неизвестной и непонятной многим, среды бюджетирования спецэффектов. На этот раз все интересующиеся и пришедшие на семинары по компьютерной графике узнали, как правильно планировать проект с большим количеством спецэффектов, сколько времени и сил требует правильный расчет и подготовка, чтобы совершить минимум потерь на этапе производства и постпродакшена. О различных путях планирования рассказывал Станислав Глазов, руководитель компании RRM ( Risk Reduction Management), куратор онлайн-курсов Scream School и автор курсов по Maya и Houdini, после него лекцию продолжал Игорь Шумилов, менеджер анимационного проекта "Мультличности" и преподаватель Scream School. Никого из пришедших не отпугнул поток непонятных и неизвестных терминов из среды компьютерной графики, к тому же по окончании лекции каждый смог задать свои вопросы.

Программу "Дебют" продолжила экранизация крайнего произведения Евгения Гришковца под названием "Сатисфакция". Сам Гришковец не смог представить картину, не смотря на то, что не только дал основу для первого фильма выпускницы сценарного факультета ВГИК Анны Матисон, но также исполнил в нем главную роль. В отличие от вчерашнего "Обратного движения" фильм Матисон представляет собой драму не социальную, а глубоко личную. Как и прочие произведения Гришковца, "Сатисфакция" склоняется к прямой речи – то есть диалог двух мужчин плавно переходит в монолог и обратно. Получилась такая более серьезная версия на тему "о чем говорят мужчины". Безусловно, не стоит отрицать вклад Гришковца в картину, но не стоит забывать, что постановщиком является 27-летняя девушка, для которой "Сатисфакция" стала дебютом. И, само собой, ужасно интересно, над чем девушка будет работать дальше и в каком направлении развиваться.

Оргкомитет

О фильмах…

Ен Г Ри Ким «Девятое облако»

В темноте страшно и душно. Голоса со всех сторон звучат, переплетаясь один с другим – не поймешь, кто и говорит; руки скользят поверхностями незнакомыми.
Хлопок. Металл вилки. Влажная ладонь.

Темнота говорит с тобой шепотом и оглушающим криком, темнота замолкает на середине так, что ты, оглушенный, вертишь головой и не видишь даже этих белых звездочек на задворках век. Ты не знаешь, что такое белый.

Про фотографов-любителей говорят иногда: «смотрит на мир через объектив». Значит, всё время примечает хороший кадр, присматривается к свету, выбирает подходящий ракурс…

Нет, не так. Вот представь: ты попал в незнакомый город. Бродишь по старым-престарым улочкам, озираешься вокруг. Всё такое незнакомое и чудесное – отражение цветка в мутном стекле, яркий платок негритянки, резные башенки и разлапистая пальмовая чешуя. Вдруг к тебе подходит кто-то – пусть друг – и даёт фотоаппарат. На пятнадцать, к примеру, минут. Ровно на пятнадцать – потому, что он, друг, сейчас пообедает и дальше пойдет – фотографировать, конечно. И вот, у тебя в руках тёплый тяжелый зверь и ты мчишься через весь город к отражениям и пальмам, спешно нажимаешь на спуск, бежишь дальше – не пропустить бы – и смотришь жадно по сторонам, глотая щелчком диафрагмы каждую мелочь и каждую каплю многоцветья вокруг.

Может быть, и не так? Ты никогда не видел мигающей неоновой рекламы. Ты не знаешь, как выглядит Путин. Ты отменно двигаешься среди толпы, но не сможешь узнать, сколько людей приветственно помахало тебе вслед.

Вдруг – это чудо, этот забытый подарок, сюрприз, сказка – что? Не отрываясь от видоискателя, захлёбываешься миром в узкий прямоугольник – замедленно и мутно; времени всё меньше и меньше и вот – тот самый друг отправляется дальше, а ты растерянно вертишь головой посреди бульвара: куда? Как?

В темноте сразу становится трудно дышать. Первые пятнадцать минут: пока не привыкнешь. Плюётся горячим кран, повёрнутый неумело, и кромка раковины неуклюже бьётся в запястье.

Обо всем понемножку

«Давай ронять слова, как сад – янтарь и цедру.
Размеренно и щедро. Едва, едва, едва».

День за днем наблюдаю потрясающую склонность людей к обсуждению вопросов глобальных. Конфликт поколений, мировые несправедливости, нацизм, алкоголизм, и сюрреализм. На кухне за стаканом чая, в курилке за сигаретой, на просторах Интернета и в троллейбусной давке по вечерам.

Маленькие разрозненные людские «эго» неожиданно быстро объединяются в неделимый клокочущий организм: спрашивающий, возмущающийся, требующий. Подрагивающие руки сжимают «мышку» (чашку, поручень, собеседника), глаза горят праведным огнём: неиссякаемы родники гнева словесного.
Обрывочные фразы выливаются в жесточайшие споры, дискуссии растягиваются на годы; почувствовать себя причастным к вопросам жизни и смерти – великая потребность всего человечества.

Сегодня говорили о патриотизме, непослушной внучке и маленьких пенсиях.

Патриотизм, как выяснилось, штука простая. («Обыкновенный патриотизм»). Создаешь «вконтакте» группу, пишешь несколько вдохновенных лозунгов, приглашаешь несколько тысяч человек – и общество борьбы за Россию создано. Пообещаешь бесплатную раздачу алкоголя – на площадь явится пять тысяч человек. Введешь почасовую «оплату труда» - набежит еще семь.
Не пообещаешь ничего – смело рассчитывай на помощь энтузиастов: товарищи интеллигентные еще и вспомнят о нерусском происхождении Ахматовой, многократно осудят невоспитанную молодежь и отправятся в читальные залы за теоретической поддержкой.

Опять же никуда без вчерашних студентов и школьников – кто, как не они, с порывом доблестным в устах, будут до последнего отбиваться от бойцов ОМОНа и гордо носить на себе иссиня-красные следы «разборок»?
Устроители сего прячутся под заборами и лестницами, рассказывают о лидерских качествах, предлагают «сделать что-нибудь», воспитать нового Гитлера или реинкарнировать старого.

Что же в это время делает девочка-выпускница из маленького городка под Тверью, до которого еще не докатились отзвуки волнений на Манежной площади?
Правильно. Отдыхает. (фильм Гульнары Гареевой, «Такая же, как и не ты»).

Девочкин отдых слегка омрачает чересчур заботливая мама, которая хочет видеть в дочери приличного человека - и работящая бабушка (непонятно, чего вообще хочет). В общем-то, бабушка на фоне семейных треволнений выглядит самым устойчивым персонажем: по-комсомольски четко действует и говорит, носит военную форму, ежедневно продает малину на станции – словом, обеспечивает семье достаточно постоянный доход…

Что ж, новый день: бабушка стойко дожидается опаздывающего московского поезда, неумело накрашенный подросток отправляется на прогулку, мама волнуется.
На другом конце города следующим утром девушка потягивается с грацией влюблённой кошки, понимает ошибочность лёгкого поведения и горестно доедает малину.

В конце концов семейство достигает взаимопонимания: приодевшаяся мама, отмывшаяся от косметики девочка и бодрая бабушка дружно собирают ягоды, в три голоса распевая народные песни. Такой вот летний провинциальный «хэппи энд».

Тем временем, поговорив о наболевшем, потихоньку разбегаются со сцены участники очередного словесного переворота.

Чиновник мчится исправлять даты в документах, учитель – вбивать в ученические головы очередное чиновничье нововведение; водитель троллейбуса вынужден вернуться на рабочее место и довезти до следующей остановки молчаливых непричастных.

Ничего не изменилось – всё идет своим чередом; и лишь вчерашний студент привычно-максималистски продолжает дорожный спор в кабинете директора.
Зря. Впрочем, об этом он скоро узнает.

Александра Коноплева

Статьи и фотоснимки, опубликованные на сайте Дирекции «Центр Фестивалей», не рецензируются. Мнение Дирекции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

ХVIII Открытый Фестиваль студенческих и дебютных фильмов «СВЯТАЯ АННА»