XVII

День Шестой. День Седьмой

Неигровой фильм «Без прошлого» (режиссер Екатерина Сергеева, СПбГУКиТ) о девушке, потерявшей память. Она восстанавливает её, но ей это дается с трудом – её мучают депрессии. Очень понравилась сама героиня – у неё глубокие выразительные глаза. И хотя фильм идет всего десять минут, мне кажется, вполне можно оценить размер бедствия, в которое она попала…

Картина «Диффузия» режиссера Ильи Рангулова из Перми, хотя и игровая, но почему – то больше напоминает агитфильм о вреде курения. Появляется героиня с белой косметической маской на лице с «возвышенными» речами, затем та же самая девушка втыкает сигареты в снег, и на экране появляются черные пятна, расплывающиеся все больше, наконец снова её лицо только с черной косметической маской. Вот, собственно, и весь фильм. Хотя, может быть, я чего-то недопоняла.
Сразу несколько авторов затронули тему об отношении матери и детей - «Дом Лены, или Кризис среднего возраста» (режиссер Ирина Свиридова, ВГИК), «Мама-мечта» (режиссер Светлана Абакумова), «Свояки» (режиссер Александр Евсюков, ВГИК) и «Мама» (режиссер Илья Казанков, ВГИК).

Героиня неигровой картины «Дом Лены…» - мама взрослого и живущего своей жизнью сына, которая вынуждена все время решать финансовые вопросы: нужен ремонт дома, кредит выплачивать, а мужа уволили с завода, её зарплату на 50% урезали. В анимационной ленте «Мама-мечта» название, в принципе, отражает суть, это воспоминания мальчика об умершей маме, о том, что её не стало, мы узнаем в самом конце, когда ребенок говорит, что он думает, что маму увели на небо овечки, и он часто вспоминает её. «Я плачу. Нет, я уже большой. Я не плачу. Нет, плачу. Нет, не плачу» - на этой высокой ноте заканчивается фильм. Фильм Светланы Абакумовой анимация не в привычном смысле: картинки неподвижны.

В фильме «Свояки» по рассказу Василя Быкова главной героиней снова становится мать. Её мужа убили. Сыновья тоже хотят идти в партизаны, и она обращается к местной власти, чтобы их образумили и остановили. Эта слепая вера в тех, кто при власти в какой-то степени напоминает веру в батюшку-царя. В главной роли сыграла известная актриса Елена Валюшкина. Хотя, по-моему, слово «сыграла» не очень уместно, она будто вжилась в роль. Её неподвижно застывшее лицо, когда её сыновей убили, неровные шатающиеся движения, как будто её подранили, когда она решает умереть и идет к колодцу…

Название фильма «Мама» Ильи Казанкова (ВГИК) говорит само за себя. Главных героев, учеников военной морской академии, очень здорово сыграли Игорь Ключников и представитель актёрской династии, Иван Ефремов. Они преодолевают всякие преграды ради звонка маме – у неё сегодня день рождения. Где-то в середине фильма им пришлось разделиться. Один из них бегает по окрестностям Санкт-Петербурга в поисках почты для того, чтобы позвонить, а второй случайным образом оказывается в гостях у пожилой женщины. Та поит его чаем, угощает конфетами и даже разрешает ему курить. «Да я не курю», - говорит он, но она настаивает, «Кури, Саша». Как выясняется, так зовут её сына, который служил на подводной лодке и погиб… Когда мальчик это узнает, его отношение резко меняется к этой женщине. Пока она отвернулась, он кладет на место конфеты и пряники, которые припрятал для своих товарищей, и терпеливо смотрит с ней фотографии. Он просто не может её взять и бросить…Но в итоге, все складывается, ребята успевают вернуться к концу концерта, с которого сбежали, и маме позвонить, и эту оставшуюся в одиночестве женщину не обидеть…

Документальная картина «Софико» (режиссер Маия Бурдули) о великой советской актрисе Софико Чиаурели. Фильм сделан в очень оригинальном стиле, но, в принципе, эксперименты свойственны Майе Бурдули.
Главным достоинством, по моему мнению, анимационного фильма «Закон жизни» Ришата Гильметдинова (СПбГУКИТ) – разнообразный и насыщенный мир. Кстати, в одном из интервью, он признал, что «любит с головой уйти в какое-то новое направление, жить в мире нового фильма».

Картина «Стул» (режиссер Константин Рацер, ВКСР) о появлении человекостулов. Да, именно так, как странно это бы не звучало. Вот так вот однажды человек может прийти в ресторан, сесть на стул, поругаться с охранником, а потом лишиться возможности отделаться от этого стула. Более того, пойти на остановку и встретить там девушку-стул. А потом ещё и детей с ней родить… Кстати, почему- то бОльшая часть фильма сделана на французском языке, что немного затрудняет понимание. Наверное, нужно было сделать титры.

О фильме «Поколение 0» режиссера из Эстонии Алёны Суржиковой я уже достаточно много писала. Дело в том, что этот фильм я видела несколько раз - и на фестивале «Экология души» в Латвии, и на фестивале «Россия» в Екатеринбурге. Кстати, в конкурсной программе фестиваля встречаются фильмы с насыщенной фестивальной судьбой, так что «Поколение 0» не исключение. «Поколение 0» - это неигровое кино, затрагивающее социальную проблему малолетних матерей. Главная героиня фильма –девочка-мать, которая в силу юношеского максимализма и природного материнского инстинкта, решила не делать аборт. Аборт – это убийство, - считает она. Её маленькая дочь Настя – истинная ценность в жизни Снежаны. Ведь она даже не уверена насчет любви – она мечется между двумя молодыми людьми, один из которых отец ребенка, а другой его признал и был её мужем. Единственный минус этого фильма – само название. Потому что режиссер Алёна Суржикова сумела отыскать интересную героиню, и ни время, ни поколение совершенно здесь ни при чём. В фильме регулярно показываются отрывки из уже казалось бы дьявольской программы «Дом2», в конце звучит песня из «Приключения Электроника» «Крылатые качели», в общем, автор всячески делает упор на то, что во всем виноваты испорченные души нынешнего поколения. Однако, в советское время «Дома2» не было, а малолетние матери все равно были.

В фильме «Красная коробка» (режиссер Андрей Загидуллин, ЧГАКИ) существенным и важным достоинством является крепкая драматургия. В фильме есть история. По сюжету он немного мистический, мальчику (Максим Пильников) по поручению мамы нужно отнести коробку, но он попадает во всякие ситуации, в основном, неприятные. Максим Пильников очень хорошо отыгрывает те эмоции, которые гложут его героя – это и страх, и любопытство, и радость…
В свой личный шорт-лист я бы внесла фильмы «Мама», «Свояки», «Поколение 0», «Красная коробка».

Но в любом случае, только завтра всё станет ясно. Ведь жюри, в которое входят Кирилл Разлогов, Роман Борисевич, Владимир Валуцкий, Андрей Мерзликин, Александр Петров, Наталья Сёмина, Алла Сурикова, Валерий Тимощенко, Вадим Юсов под председательством Сергея Мирошниченко, уже завтра назовет имена победителей. И хотя считается, что главное не победа, а участие, я думаю, что завтра каждый режиссер будет надеяться услышать именно свое имя. Но в любом случае, все будет хорошо. Главное в это верить, и обязательно наступит день, когда вас оценят.

Автор – Александра Жукова

ХVII Открытый Фестиваль студенческих и дебютных фильмов «СВЯТАЯ АННА»