Выставка Икон

РАЗМЫШЛЕНИЯ Об иконе

Икона: в значении "священное искусство", настоящая "наука формы" или символика!

Икона проявляет свой "священный" характер в самом благородном смысле: отражает присутствие Бога в сердце всего верующего человечества.

Освященная священнослужителем, икона выделяется из других религиозных образов, так как своим присутствием на литургии выражает духовно особый язык: олицетворяет окно в незримое!

Отцы Церкви, которые являются авторами икон, видят в иконе образовательную функцию, стремясь через иконопись передать нам сообщение в картинках.

До раскола в 1054 году, западная и восточная церкви являлись единым целым.

Напомним некоторые высказывания Вселенского Никейского Собора 787 года:

«... величие иконы, слишком долго искавшее своё законное место, - это сокровище неразделённой Церкви и, наконец, это подарок восточного мира западному для единения духа».

С развитием во времени икона впитывает в себя человеческий опыт. Она прокладывает канонический путь и раскрывается перед теми, кто приближается к ней, стремится рассмотреть поближе с, так называемой, "перевернутой" точки зрения. В отличие от обычных картин, предлагающих зрителю возможность бегства, икона открывается нам, как действие, рассматриваемое через окно! Можно утверждать, что сюжет или сюжеты, представленные на поверхности деревянной основы, являют собой наложение двух пространств: одно временное, а второе вечное.

Так, если мы посмотрим на икону «Успение Богородицы» Феофана Грека, сделанную в XIV веке, мы заметим, что она могла была быть написана во времена нашего XXI века, настолько её изображение современно.

Для того, чтобы иконописец достиг воплощения той внутренней красоты, которая передается тому, кто ею любуется, отцы Церкви разработали точные и строгие правила, внутри которых, мастерство художника должно быть выражено через "творческую радость" души.

Человеческое «эго» часто считает себя оригинальным, называясь "художником". Однако современный французский живописец Бальтюс говорил о себе: "Я ремесленник, а не художник. Создаёт только Бог, а я работаю". Таким образом, ремесленник сознательно участвует в работе "Великого Архитектора Вселенной".

Иконописец признается в качестве простого ремесленника, верного традиции, которая не является повторением, но постоянным отражением внутренней жизни церкви. Он не "переписчик", хотя и может показаться таковым неподготовленной публике, он опирается на прототип, или скорее архетип, то есть чёткое понимание того, что должно быть представлено.

Несмотря на то, что аскетизм, уединение художника пытается устраненить эмоциональную субъективность "маленького меня" в иконописи, икона, всё равно несёт в себе изящество того, кто её сотворил. Соблюдая иконографические каноны, иконописец является гарантом традиции для будущих поколений.

Христианское искусство ставит целью "преображение бытия", которое зависит от него самого и участия Христа.

Икона должна продолжать служить Церкви и способствовать молитве.

Нет ничего более современного, чем икона: школа смирения для нового познания смысла и святого!

Наконец, разве не в этом счастье - творить на дорогах вечности?

Сильви Гэрра-Нэдэлек, иконописец
Перевод – Мария ШУМАВА