Фестиваль русского кино в Бордо

4-15 апреля 2009

Когда сквозь беспечность детства мы смотрим на то, что разворачивается вокруг, – на события, людей, мир, конфликты, войны, на благополучие и несчастье, все это кажется... Нет, нельзя сказать – простым, все это кажется ясным и правильным. Когда у нас еще нет истории, история не особенно много значит для нас.
Этот фрагмент внешней, социальной и политической, жизни, становится ли он частью пережитого нами, чертит ли линии на полотне наших судеб или утрачивается вместе с игрушками, дошкольными друзьями и детскими замыслами и воспоминаниями ?
Целый ряд вопросов подобной интенсивности как в плане их глубины, так и многозначности был поднят за прошедшие в Бордо 14-15 апреля Вечера Русского Кино. Это событие культурной жизни города было организовано под патронажем Мэрии г. Бордо, Университета Бордо III, Дирекции культурных программ «Центр Фестивалей», кинокомплекса Мегарама, а также благодаря многим отдельным коллективам и участникам, причастным к франко-русским программам сотрудничества.

Первый день был посвящен фильму, вышедшему на большой экран в 2007 году под названием « Рожденные в СССР ». Это документальная галерея жизненных историй нескольких персонажей, взявшая за основу идею Майкла Аптеда. Около 25 лет назад этот американский режиссер обратился к господину Мирошниченко с предложением продублировать его кино-проект в русской версии. На тот момент проект уже был запущен в Америке. Речь шла о том, чтобы проследовать на протяжении всего жизненного пути вслед за конкретным индивидом и, что особенно уникально, за поступью определенного поколения, гражданские корни которого были выкорчеваны его нелегкой историей. Технически, 25 лет назад, то есть в то самое советское время, была сделана выборка среди детей 7-летнего возраста – из разных частей Союза, ряда семей разного достатка, рода деятельности, ценностей и т.д. Эта группа, насчитывавшая на первом этапе около 1000 детей, была сокращена с течением времени до сотни. Каждые 7 лет их находили в разных уголках экс-СССР и за его пределами для серии вопросов, нацеленных понять, куда завела судьба этих людей, нагруженных багажом, что был им выдан в начале пути. Данные этих регулярных встреч регистрировались, чтобы быть использованными позже в качестве кинематографического материала.
Таким образом, то, что мы видим сегодня на экране, – это фильм, повествующий о жизнях десятка персонажей, которых мы застаем в момент их детства (в 7 лет), юношества (в 14 лет), что падает на перестроечные реформы, и на пороге взрослой жизни, сегодня (в 21 год) . Эти дети никогда не были знакомы между собой, к тому же бурный постсоветский период раскидал их по разным концам страны и света. Оттого особенно трепетно было наблюдать момент первого знакомства двух молодых людей, героев проекта, чьи пути пересеклись на апрельском Фестивале в Бордо. Не будем забегать вперед, помня, что новая документальная серия фильма, съемки которой уже близятся, включит в себя историю этой встречи в преддверьи их 28.

Видеозаписи действительно содержат богатейший и порой обезоруживающий материал, перспективу, позволяющую увидеть жизнь в ее неразрывной целостности. В этом новом свете индивидуальное и социальное, внутренняя и внешняя реальности становятся связаны и взаимозависимы еще острее, чем в книжках по психологии. Перефразируя знаменитые слова Святого Августина, режиссер берет за точку отсчета следующую идею: « Дайте мне ребенка 7-ми лет и я скажу вам, каким человеком он станет» .
Резонно ли, однако, претендовать или надеяться просчитать и предсказать жизнь ? Для господина Мирошниченко жизнь, кажется, сохраняет характер мистерии божественного порядка. Можем ли мы, и даже имеем ли мы на то право, сводить эту тайну к цепочке последовательных звеньев ? Или, например, из соображений чисто практических, должны ли использовать эти данные, чтобы строить наши объяснительные и терапевтические теории ? Не заключим ли мы тем самым неизмеримое, Человека, единственного и уникального в своем роде, в стены капиталистического дискурса ?
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, вернемся к Святому Августину. Прогуливаясь по берегу реки в раздумьях о Святой Троице, Св.Августин встретил маленького мальчика, который пытался наполнить водой углубление в песке. Он приблизился, чтобы поинтересоваться, чем тот так занят. На его любопытство мальчик ответил легко и серьезно, что хочет перелить в ямку океан. Ясность и уверенность, с какой ребенок выполнял свою задачу, заставила Августина задуматься об убежденности человека быть способным постичь сущность божественного, природу святости. Развитие технологии ставит перед нами новые задачи, главная из которых – сохранить нетронутым то, что нам не дано знать.

В рамках второго дня показов аудитории был представлен вышедший совсем недавно фильм «Слово». Он рассказывает историю жизни и смерти великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына, безвременная кончина которого в августе 2008 года обозначила, если верить господину Мирошниченко, закат русского литературного гения. Александр Исаевич – диссидент, пронесший через все свои произведения страдание глубинное души человеческой, страдание как личное, так и общенародное духа, порабощенного режимом. Человек золотого пера, золотого слова, золотой души … Новое поколение писателей, драматургов и творцов, пойдет ли оно так далеко в своем поиске, в любви к чистоте слова и мысли ; осмелится ли оно продолжить Говорить.

Дискуссии, которые имели место после кино-презентаций, касались экзистенциальных, религиозных и гуманистических вопросов, а также точек пересечения и соприкосновения историй и культур Франции и России.

Будь то при Правых или при Левых, извечным прибежищем для высланных из своей родной страны русских скитальцев была Франция. Спасибо, Франция! Этими словами благодарности господин Мирошниченко завершил во второй день своего пребывания в Бордо общение с французской аудиторией, назвав ее самой достойной аудиторией в мире.

Ольга А. Александрова

Бордо, апрель 2009